Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

«Музыка и природа» Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы



Презентация к занятию>>>

«Музыка и природа»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы

Здравствуйте, мои маленькие друзья! Послушайте прекрасное стихотворение о музыке природы.

Люблю я музыку природы,

Как лес таинственно шумит,

Бушует море в непогоду,

Ручей под скалами звенит.

Люблю я грохот водопада,

Ворчанье грома вдалеке

И тихий шелест листопада,

И вьюги вой на чердаке,

Болот надсадное дыханье

И барабанный бой дождя –

Повсюду музыки звучанье

Без струн, без нот и без смычка.

Живая вечная природа

Бурлит, играет и кипит,

Она в любое время года

О жизни с нами говорит.

Сегодня, я хотела бы с вами заглянуть в мир природы, а именно в её музыкальный мир. Ведь каждый день, выходя на улицу, мы, несомненно, слышим прекрасные звуки нашей земли. Земля разговаривает с нами, даёт нам знаки, которые мы читаем в явлениях природы. Известные композиторы увековечили музыку природы в своих прекрасных произведениях, и сегодня мы их тоже послушаем.

Слайд 2

Слушание произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов»

Вы прослушали музыкальную композицию П. И. Чайковского «Вальс цветов». Цветы – это одно из самых красивых творений природы. Ребята, расскажите, какие цветы вам нравятся? (Дети отвечают)

А вы знаете, что каждый цветок имеет свою силу? Вот, послушайте.

Слайд 3

Если ты сегодня загрустила,

Примула печали утолит.

Флокс тебя наполнит тайной силой,

А подсолнух – солнцем озарит!

Слайд 4

Если час свиданья наступает,

Колокольчик время сообщит.

Незабудка память освежает,

А бессмертник – доброту хранит.

Слайд 5

Львиный зев обозначает славу,

Васильки – доверие и кров.

На ромашке нагадаешь правду,

Роза щедро дарит нам любовь.

Слайд 6

Ландыш нам приносит обновление.

Лилия нам дарит чистоту!

Маргаритка дарит вдохновение,

А гвоздика – ум и простоту.

 

Ребята, а какие вы знаете песни с упоминанием названий цветов? (Ответы детей)

Ну, а чтобы стало всем нам совсем хорошо, давайте споём замечательную песенку про василёк.

Слайд 7

Исполнение вокальной композиции «Василёк»

(Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=xF934wBNMoY)

Скажите, ребята, надо ли беречь цветы, ухаживать за ними, для чего они нам нужны? (Цветы надо беречь, потому что они дают пчёлам нектар, из которого они делают полезный мёд. Некоторые цветы обладают лечебными свойствами, они помогают в лечении различных болезней. А ещё цветы нужны для красоты, чтобы они росли и радовали нас за ними нужно ухаживать. Вовремя поливать водой, рыхлить почву.)

Правильно, ребята! И тогда они будут постоянно радовать нас своей красотой.

Слайд 8

Посмотрите, здесь изображены музыкальные инструменты. Назовите их. (Маракас, колокольчик, барабан, бубенчики, палочки.)

Молодцы. Музыкальные звуки некоторых инструментов очень схожи со звуками в явлениях природы. Например, на что похож звук барабана? А звук маракаса? А что напоминает звук бубенчиков?

Посмотрите, как много общего мы нашли в музыкальных звуках и явлениях природы. Не у всех есть дома музыкальные инструменты. Но их с лёгкостью можно заменить подручными средствами. Например, колокольчик можно заменить хрустальным бокалом или стеклянным стаканом. Если насыпать в пустую коробочку, баночку (или бутылочку) крупы, то получится шумящая коробочка и маракас. Если опустить карандаш в пустой стакан и быстро стучать по стенкам, то получим звон бубенчиков. Палочки можно заменить карандашами. Приготовь необходимые инструменты. Они нам будут сейчас нужны.

Предлагаю вам рассказать рассказ с помощью заменителей музыкальных инструментов.

Музицирование «На заре»

Тихо. Все еще спят. Лишь чуть слышно, как разговаривают сверчки (колокольчик). Ещё спящий ветерок чуть пошатнул верхушки деревьев (шумящие коробочки). И ему игриво ответили сонные листья (маракас). Где-то вдалеке стало слышно журчание ручейка (бубенчики). И вот на небосклоне появились первые вестники утра, яркие лучики зари (колокольчик). Зелёные листья травы весело скинули капельки росы, и они рассыпались блестящими алмазами по тропинке (палочки). Начиналось светлое, чистое, доброе утро земли! (любые инструменты)

Вот такая у нас получилась музыкально-литературная зарисовка! Многие композиторы вдохновлялись красотой природы, её чарующими звуками и создавали свои неповторимые произведения.

Природа и музыка. Как вы думаете, что это значит? (Это музыка, которую сочинили композиторы о природе.)

Правильно! И среди таких сочинений хотелось бы выделить одно из красивейших произведений П. И. Чайковского. Посмотрите на экран, и вы отгадаете его название.

Слайд 9

Молодцы! Это музыкальное произведение называется «Подснежник» из альбома «Времена года» композитора Петра Ильича Чайковского. Предлагаю вам его сейчас послушать, а потом рассказать, о чём это произведение, какое оно по характеру?

Слушание пьесы «Подснежник» музыка П. И. Чайковского

Ну вот мы прослушали наше произведение. Что ты представил под эту музыку? (Ответы детей.) Какая по характеру была эта музыка? (Ответы детей.)

Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю превратиться вам ещё в один нежный голубой цветочек – колокольчик, и немножечко размяться.

Динамическая пауза Е. Рыжикова «Росток»

Утром, взяв росы глоток,

Глубокий вдох

Появился вдруг росток.

На выдохе сесть на колено, сложить руки кольцом

Сладкий сон ему приснился,

Приложить ладони к уху

Он немного распустился.

Развести внизу руки в стороны

Дунул лёгкий ветерок,

Качание корпусом

Чуть поднялся наш росток.

Руки поднять вверх

Наш цветочек мал, но знай!

Ты его не обижай!

Погрозить пальчиком

Колокольчик любит нежность,

Руками обнимаем себя

Его звон подарит свежесть.

Качание головой

Солнце лучиком согрело

Колокольчик зазвенел!

Встать на ноги

 

Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно поиграли. «Вода и звук». Что бы это могло означать? Как вы думаете? (Вода может звучать.)

Точно! Как это ни удивительно, но вода, имея много различных свойств, может ещё и звучать. Давайте послушаем различные звуки воды, и попробуем отгадать, что они означают.

Звучат фонограммы по очереди «Звуки_Ручей» (Журчание ручья),

«Звуки_Капли» (Капель), 

«Звуки_Море» (Шум моря), 

«Звуки_Дождь» (Шум дождя) 

 

 

Слайд 10

Молодцы, ребята! Вы всё отгадали, давайте вспомним об основных свойствах воды. Набери в стакан воды. Итак, вода какого цвета? (Прозрачная)

Как вода может изменяться? (Вода может быть твёрдой, если это лёд. Вода может быть облаком, паром, вода может менять форму, вода может менять цвет и вкус.)

Хорошо. Сейчас я вам хочу рассказать еще об одном свойстве воды – музыкальном. Вода может менять свойство звука. Итак, у нас есть 3 основных свойства звука. Первое – окраска звука (тембр звука). Второе – громкость и сила звука (динамика звука. Третье – высота звука (низкие и высокие звуки).

Предлагаю вам провести эксперимент, с помощью которого можно определить, какое свойство звука может изменять вода. Итак, возьми стакан и заполни его наполовину водой. Давай послушаем, как он звучит (нужно ударить палочкой или карандашом по стакану). Давайте определим, какой это был звук по тембру? (звенящий, стеклянный) По динамике (тихий). По высоте пусть будет средний. Теперь налей в него ещё немного воды и снова послушай, насколько сейчас изменился звук. (ударь палочкой по стакану) Тембр изменился? (Нет) Динамика изменилась? (Нет) Что же изменилось? (высота звука) Правильно, из этого можно сказать, что вода изменяет высоту звука, а это даёт возможность создавать, придумывать музыкальные инструменты с использованием воды.

Слайд 11

Давайте такой инструмент сделаем и мы с вами. Поставь перед собой несколько стаканов и налей в них разное количество воды.

А теперь мы можем поиграть на нашем инструменте.

Музыкальная импровизация на стаканах

Ребята, скажите мне, для чего нам нужны вода? (Дети отвечают)

А самое главное, что нам нужна чистая вода, тогда только она будет полезной! А мы должны позаботиться с вами о том, чтобы она была чистой.

Слайд 12

Посмотрите на прекрасную цветущую поляну. Чтобы наша природа всегда оставалась такой же красивой, что нам нужно делать? (Ответы детей)

Прекрасные пейзажи всегда вдохновляли великих поэтов, художников, композиторов на создание великолепных творческих работ. Предлагаю вам посмотреть на известные произведения художников, где они описывают самое нежное и трогательное время года – весну! А в сопровождении для нас прозвучит музыкальная композиция П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Март. Песнь жаворонка».

Слайд 13-15 (Рассматривание картин Левитана И., Виноградова С., Саврасова А.)

Слушание произведения «Март. Песнь жаворонка» музыка П. И. Чайковского

Предлагаю вам по окончании беседы все свои впечатления, эмоции отразить в своих художественных работах.

Наше волшебное путешествие в мир музыки и природы закончилось. Помните, что для того чтобы и дальше любоваться красотой природы, слушать её незабываемые звуки, делать зарисовки необыкновенных пейзажей нам нужно всё это богатство сохранить.

Скажите, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

Что вы узнали нового? Что для вас было самым интересным? (Ответы детей)

До свидания! До новых встреч!



Авторизация

1211322
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
2059
2534
9556
1211322