Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Музыкальные игры в детском саду (консультация для педагогов)



Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, соблюдая естественную возрастную преемственность, и имело необходимое продолжение в условиях семьи в виде творческих домашних заданий и игр с музыкальными элементами. Весёлые и полезные игровые ситуации с малышами – это целый ряд интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально-ритмических и подвижных игр, попевок, песенок-плясок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Игры для детей 3-5 лет

 Почему так важны все  перечисленные игры для детей 3-5 лет? Например, упражняя движения пальцев, кистей рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, мы развиваем и упражняем его речь, что так важно в этом юном возрасте. А стихотворная основа пальчиковых игр особенно способствует быстрому запоминанию текста ребёнком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает в умении сочетать движение и слово.

Большинство текстов игр составляют народные песенки и потешки, стихи детских поэтов, авторские разработки специалистов дошкольного образования.

Подобные упражнения и игры помогают развивать эмоциональную сферу ребёнка, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявления. В процессе игровой деятельностидети имеют возможность то превращаться в обиженных мышат, то становиться строгим папой-кулачком, быть озорными козлятами или забавными Робинами Бобинами и т. д. Через игру дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, передают различные настроения и характеры персонажей.

Музыкальные игры ставят перед собой и цель развития в детях творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого. Сначала дети слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные действия, затем постепенно пробуют проявить себя в том или ином виде сочинительства: придумывают жесты, танцевальные движения, простейшие мелодии песенок-попевок, подбирают подходящие по рифме и смыслу слова в речевых играх и т. д. Двигаясь от простого к сложному, мы постепенно, шаг за шагом учим детей видеть, слышать, думать, пробовать.

Занимательную основу составляют пальчиковые игры. Именно с них начинается каждая встреча педагога с детьми 2-3 лет. Почему? Да потому, что именно «игры с ручками», «игры со словом» лучше всего помогают быстро и легко привлечь к себе внимание ребёнка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Начав с увлекательной игры со своими собственными ручками, ребёнок с  удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные и ролевые игры-сказки со взрослым, с другими детьми, он с интересом проговаривает и запоминает слова потешек, подпевает несложные песенки, выполняет доступные ему плясовые движения.

      Материал построен на синтезе слова, движения и музыки. Малыши, «играя с ручками», «со звуком», незаметно подготавливают свой певческий аппарат к вокальному исполнительству. Пение песен, попевок ребёнком с одновременным выполнением несложных движений рук в таком возрасте приносит детям особую радость, развивает их интерес к музыкально-игровой деятельности. Кроме того, закладывается и развивается потребность ребёнка в самостоятельном певческом исполнительстве. Играя с песенками, мы развиваем у малышей слух, голос, музыкальную память, чувство ритма, с раннего возраста закладываем и воспитываем у него интерес к музыке, слову, движению.  Поэтому песни, музыкальные игры и несложные пляски должны обязательно сопровождать детей на каждом занятии.

      Желательно в процессе знакомства с музыкальными играми вводить и сюрпризы – появление разных персонажей, таких как кошка, кот, коза. Это, конечно, могут быть ростовые куклы, но можно для исполнения разных ролей привлекать воспитателя группы или ребёнка старшего возраста.

      Малыши очень любят сказки, поэтому использование таковых обязательно. Но наши сказки не простые, а театральные. Это значит, что малыши являются активными участниками, действующими лицами сказки, причём они могут от начала до конца оставаться, например, мышатами, как в сказке «Мышка-мать и её хитрые мышата», а могут в одной сказке побывать в разных ролях. Так, в «Сказке про зайку» дети превращаются в лягушат, и в козликов, и в котиков, и, конечно же, в зайчат. Дети узнают и передают в движениях пластику движений разных животных, сравнивая их.

      Используя музыкальные игры в своей работе, надо обязательно учитывать степень готовности каждого малыша к игре со словом, звуком, ритмом. Не старайтесь дать сразу весь объём игр и упражнений, входящих в ту или иную  музыкально-игровую деятельность. Начните с отдельных, наиболее простых игр. При этом обращайте внимание на текст, на значение отдельных слов и выражений. Но не старайтесь специально заучивать стихотворные тексты игр с ребёнком! Тексты эти несложны и понятны, и сами довольно легко и быстро запоминаются детьми. А вот при специальном заучивании интерес малышей к игре может быстро утратиться, что крайне нежелательно, потому что игры эти полезны именно при многократном их повторении. Помните, что всё, что играется руками, будь то песенка или стишок, всегда запоминаются быстрее, легче и прочнее. Когда вы начнёте играть в них сами, то вскоре убедитесь в правильности этого утверждения. Если текст достаточно объёмен и не все дети успевают воспринять его и показать в движении «Сказка про зайку», игры «Хлоп ладошка», «озорные пальчики» и др., можно строки повторять дважды или делать между ними паузы, чтобы помочь тем малышам, которые в этом нуждаются.

      Если какие-то песенки покажутся вам сложными для исполнения детьми данного возраста, пойте их сами, пускай малыши подпевают с вами сначала только отдельные слова, фразы, а затем и целые строки. Чем раньше дети начнут готовиться с песенным материалом повышенной сложности, тем быстрее они продвинутся в вокальном исполнительстве.

      Музыкальные игры можно использовать в работе с детьми не только целиком, но и фрагментарно, в качестве весёлой минутки, игры-потешки не только во время организованной музыкальной, но и физкультурной деятельности, в процессе развития речи и т. д., в любую свободную минуту как в группе, так и во время прогулки на свежем воздухе.

      Играя вместе с детьми, поощряйте проявление их творческой инициативы – пусть не придумывает только взрослый, оставьте возможность пофантазировать и самим детям. Глядя на вас, учась у вас, ребёнок постепенно со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и сопереживать. Играя вместе со взрослым, пусть ваш малыш задумается, а где же живёт солнышко с лучиками, каково это быть цветочком, о чём думает мышка, сидя в норке, какие сны видит спящий на лавочке кот?

Игры для детей 5-6 лет

Особенностью занимательно-игровой деятельности с детьми данного возраста является обязательное наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового. Для того чтобы развить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, его фантазию и воображение, необходимо использовать специальные упражнения и игры: это игры на развитие фантазии и упражнения на память физических действий. Особенности этих игр состоят в следующем: в играх на развитие фантазии ребёнок может в своём воображении нарисовать самые разные образы, создать предметы, порой несуществующие, совершенно фантастические, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, своей выдумки, ребёнок как бы играет со своей собственной фантазией. Например, дети силой своего воображения представляют Робина Бобина (речевая игра «Барабек»), видят, как он ходит, что делает, а делает он совершенно невозвожные вещи: съедает корову, быка, телегу, церковь… эти нереальные ситуации в воображении детей становятся вполне реальными.

      В упражнениях на память физических действий ребёнок апеллирует только к тем предметам, которые когда-либо сам видел, к которым когда-то прикасался, к тем действиям, которые он когда-либо совершал в  реальной жизни. например, он держит в руках воображаемую чашку с горячим чаем, дует на неё, пьёт. Эти действия ребёнок многократно совершал и совершает в реальной жизни, может, только сегодня утром, отправляясь в детский сад, он проделывал их сам или видел сидящую перед ним с чашкой в руках маму. Ему остаётся только вспомнить, какя это была чашка, как он брал её, как держал, горяча ли она была, постараться вспомнить и вкус этого чая и т. д. Таким образом, игры на развитие фантазии опираются на наше воображение, а упражнения на память физических действий – на наши ощущения при совершении действий. И оба этих игровых задания помогают ребёнку увидеть и ощутить то, чего сейчас, в данный момент нет или не происходит. Чем быстрее ребёнок сможет представить тот или иной предмет, образ, тем легче он войдёт в заданную педагогом игровую ситуацию, тем успешнее будет развиваться его творческое начало во всех проявлениях.

      Для этого остановимся более подробно на одной из игр –упражнений «Пьём чай». Педагог предлагает детям «выпить» чашечку чая. Но предупреждает: чай очень горячий! Что делать? Дети решают эту проблемную ситуацию, предлагая разные варианты действий, исходя из собственного опыта. например, можно:

  1. Отставить чашку в сторону и подождать, когда чай немного остынет.
  2. Перелить чай в другую посуду, и он станет не таким горячим.
  3. Попробовать пить его очень осторожно, а для этого надо слегка подуть на него, затем сделать маленький глоток, подуть посильнее, сделать ещё один глоток, вот чай уже не столь горячий и, значит, можно выпить всю чашку.

Дети выбирают третий вариант. Они «пьют» чай, ставят чашку на «блюдце», у всех при этом довольные лица – «чай вкусный». Затем педагог предлагает рассказать, кто какой пил чай. Варианты ответов детей: с мятой, с ромашкой, с вареньем, с мёдом, зелёный, чёрный, английский, чай»Беседа», «Липтон» и т. п.

       В ходе таких игр-упражнений развивается и совершенствуется не только память физических действий, как одна из основных составляющих памяти вообще, но и воображение, пластика движений, что необходимо детям для успешной театрализованной деятельности. Развивают такие игры речь, мышление, закрепляются имеющиеся в багаже ребёнка знания, даётся им и новый познавательный материал (на примере этой игры – информация о видах чая, его пользе и прочее).

      Надо учитывать, что игры-упражнения на память физических действий педагог предлагает детям, исходя из имеющегося у них на этот момент реального опыта действий с конкретными предметами. Например, дети едят кашу и поэтому знают, какие движения при этом человек выполняет, гладят кошку, открывают двери и т. п. Таким образом, детям даются такие задания, которые они часто совершают в своей жизни сами, или видят, как это делают взрослые. Нецелесообразно предлагать ребёнку по памяти сделать то, чего он ещё не делал или его опыт каких-либо действий был недостаточен и в связи с этим не смог закрепиться в детской памяти. Ребёнок просто не может справиться с таким заданием.

      С детьми данного возраста ведётся работа над дальнейшим развитием артикуляционного аппарата, над выразительностью речи, умением сочетать слово и жест, для чего дети упражняются в произношении скороговорок на различные согласные звуки. Дети в возрасте 5-6 лет могут сами участвовать в коллективном придумывании несложных игровых приёмов для той или иной скороговорки, исходя из её сюжетно-смыслового содержания. Например, играя со скороговоркой «Баран Андриан бьёт рогами в барабан», дети могут осуществлять следующие действия: поочерёдно каждый желающий выступить в роли Андриана может произносить текст с разным настроением, придумывая своему барану характер, жесты, а другие дети, находясь в роли зрителей, могут высказывать своё мнение о характере и настроении барана, объяснять использование ребёнком-актёром использование тех или иных движений и жестов. Здесь важно педагогу поощрять удачные находки, оригинальность показов детей, хотя в большинстве своём они ещё достаточно шаблонны.  Дети в таком возрасте имеют недостаточный опыт для самостоятельного ролевого творчества и тяготеют к повтору чужих удачных выступлений. От единичных удачных находок мы движемся к коллективному их повтору, а затем и к индивидуальному творчеству большинства.

      В речевых и театрализованных играх с детьми 5-6 лет педагог предоставляет гораздо большую свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для передачи того или иного образа. И только в случае затруднений педагог сам  показывает несколько вариантов, из которых детям надо выбрать наиболее на их взгляд удачный. Такой приём позволяет взрослому стимулировать детское творчество, упражнять в сравнивании, анализировании, выборе.

      Среди вариантов музыкальных игр есть инсценировки песен, танцевальные композиции. Дети продолжают практиковаться и в театрально-игровом творчестве, в песенном, танцевальном, ритмическом. Так, например, интересна игра на развитие чувства ритма «Кто стучится у ворот?». Здесь дети активно упражняются в придумывании ритмических рисунков различной сложности, причём ритм передаётся не только хлопками в ладоши, но и по телу, отстукивается ногами, в зависимости от характерных особенностей различных персонажей игры: так, Петушок ритмично хлопает «крыльями» по бокам, Котик – лапками «в ладоши», Коза стучит «копытцами». Игра-драматизация помогает детям проявить и использовать все имеющиеся на этот момент у них знания и навыки, как то: свободное перемещение в пространстве, выразительное и чёткое произнесение текстов, умение импровизировать, передавать характер своего персонажа, а кроме того интонационно правильно петь, красиво танцевать и т. д.

      Нельзя не отметить и тот факт, что по-прежнему одним из важных факторов подбора музыкально-игрового материала является та или иная нравственная тема. Так, при разучивании игры «Трубочист» мы говорим с детьми о редкой теперь профессии трубочиста, о том, как этот труд нелёгок, грязен, не престижен. Но, несмотря на это, в любую погоду трубочисты ходят от дома к дому, чистят печные трубы, чтобы воздух в самом доме и над всеми домами города оставался чистым. Наш трубочист любит свой город и людей, живущих в нём. А ещё наш трубочист – большой мечтатель: закончив работу он  вот о чём мечтает трубочист, каждый ребёнок придумывает сам. Почему именно трубочист? Важно поговорить с детьми о человеке рабочей профессии вообще, а трубочист – собирательный образ человека простой профессии, работающего для себя и для других. И совсем неважно, об электрике ли мы говорили, или о дворнике, садовнике и т.п., главное, что мы говорим с детьми о людях, делающих нашу жизнь лучше, чище, комфортней Люди эти достойны уважения, достойны того, чтобы труд их мы ценили, и как было бы хорошо, если бы и мы старались тоже что-то делать для других.

      В заключении хочется сказать: мы должны регулярно поощрять проявление детской выдумки и фантазии у малышей, и тогда, совсем скоро, наши дети станут не только учиться у нас, но и сами будут при каждой встрече удивлять нас своим необычным, но невероятно точным видением окружающего мира.

      Играйте вместе с детьми, пойте, пляшите, придумывайте свои тексты, интересные ритмы, различные движения и образы, ищите и находите интересные игровые ситуации. Развивайте своих малышей, радуйте их и радуйтесь вместе с ними!



Авторизация

1208327
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
1598
2400
6561
1208327