Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



В первые месяцы жизни ребёнок, слушая песни или мелодии, проявляет активность. Вначале эта активность непроизвольна и включается в «комплекс оживления» (некоторые движения рук и ног, гуление, улыбка).

            С общим развитием и ростом малыша увеличивается возможность двигаться под музыку, расширяется объём движений. Ребёнок осваивает некоторые плясовые элементы: хлопки в ладоши, взмахи рукой, небольшие полуприседания и т. д. Малышу становятся понятны игровые действия, связанные с содержанием песни, либо потешки («ладушки» «идёт коза рогатая» -хлопают, прячутся, закрывая лицо руками).

            Но вот малыш подрос, окреп и может двигаться под музыку значительно смелее и осознаннее (будь то спокойная мелодия или музыка плясового характера). Однако, конечно, в соответствии с возрастом, движения под музыку ещё мало согласованы, плохо координированы.

            Задача взрослого -  двигаться с малышом под музыку, помогать ему осваивать несложные движения (ходить под музыку, повторять несложные плясовые движения за взрослым: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, пружинить ногами, покачиваться с ноги на ногу). Помимо этого, игры становятся уже более сложными, чем, например,»Идёт коза рогатая», но они не менее интересны.

            Так решается основная задача музыкального воспитания – развитие первоначальных проявлений ритмичности.

            Методика разучивания игр, плясок, упражнений с детьми второго – третьего года жизни включает подражание показу взрослого, совместные с ним действия. Музыкальный руководитель сопровождает показ короткими указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется.



Я придумывать умею



Цель:

  • Стимулировать творческие проявления детей в певческой деятельности;
  • Обучать с помощью специальных творческих заданий звукоподражанию и сочинению несложных импровизаций, в которых передаются различное настроение, жанровые особенности музыки;
  • Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя песенные импровизации;
  • Активизировать применение формы малого фольклора – считалки;
  • Развивать память, мышление, воображение детей;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • Доставить детям радость.

Методы активизации:

  • Образное перемещение «в лес», стимуляция воображения детей с помощью вспомогательных средств (фонограммы с пением птиц);
  • Музыкально – дидактическая игра «Отзовись, кого позвали»;
  • Артикуляционное упражнение «Мама принесла конфетку»;
  • Дидактическая игра на развитие артистических способностей детей «Изобрази разное настроение» (лисички).

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Ой, лопнул обруч!», выполняя поскоки с ноги на ногу. Здороваются

(«Здравствуйте, травы…»)

Воспитатель: Вот как дружно мы скакали,

Солнце, травы повстречали.

Кажется, ребята, мы оказались в лесу.

Пение птиц

А вы помните, как в лесу «аукаются», что бы не заблудиться и не потерять друг друга?

1, 2, 3, 4, 5! Друг друга будем мы кричать!

Начинаем по одному (начать с первого ребёнка и так все друг за другом зовут – окликают кого – нибудь из детей, а тот в ответ нараспев отвечает: «Я здесь!»)

Воспитатель: Что ж, думаю, в лесу вы не заблудитесь.

                                        Не будем больше мы кричать,

                                        Давайте будем сочинять!

Садятся на стульчики

Муз. руководитель: Расскажу я вам потешку

                                  Не про белку и орешки.

                                  Наш козёл Стрекозёл

                                   То-то умный был:

                                   Он и по воду ходил,

                                   Он и тесто месил,

                                      Он и печку топил,

                                      И козляток кормил.

                                      Творогом лепёшки смазывал,

                                      Песни пел и сказки сказывал!

А теперь я потешку свою словно песенку спою (повторяет потешку, придумав мелодию)

                                          Теперь ваш черёд!

                                           Кто из вас начнёт?

Вспомните, ребята, какую-нибудь считалку (кто-либо из детей рассказывает считалку). А теперь (обращается к этому же ребёнку) придумай к ней мелодию.

Ребёнок импровизирует

Муз. руководитель: Какие вы ещё знаете считалки?

дети рассказывают считалки, например, про киску, которую обидели

муз. руководитель: Бедная кисонька, как её обидели! Она, должно быть, очень грустит. С каким же настроением нужно спеть эту потешку, как вы думаете? (ответ детей) Давайте попробуем! (кто-либо пытается спеть потешку выразительно)

Муз. руководитель: У нас в гостях – три лисички с разным настроением (приглашает кого-нибудь из детей исполнить роли трёх лисичек).

(МДИ «Изобрази настроение лисички»)

Затем муз. руководитель предлагает детям исполнить в настроении каждой из лисичек песню Попляновой «Лисичка»

Муз. руководитель: Да, разное настроение бывает не только у лисички, но и у тех, кто любит конфеты.

(артикуляционное упражнение «Мама принесла конфетку!»)

Воспитатель: Тара-тара-тарара, начинается игра!

Только как же нам считать?

Как водилку выбирать?

(песенная импровизация детей «Пропою считалку»)

(игра «Домики», укр. нар. мелодия)

Воспитатель: Что ж, закончилась игра,

                        Снова в группу нам пора!

Прощаются, уходят



Музыкальное развитие в домашних условиях



В свободное время дети зачастую проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют или играют на детских музыкальных инструментах, если таковые имеются дома.

         Чтобы деятельность ребёнка развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий ребёнка, в данном случае – создать у себя дома для него настоящий музыкальный уголок, в который, например, можно поместить фотографию своего малыша, играющего на каком-либо музыкальном инструменте.

         Музыкальные инструменты при этом разложены на полочках, доступных ребёнку, что бы он в любой момент мог музицировать, воображая себя настоящим артистом!

         Итак, основное содержание домашнего музыкального уголка будут составлять музыкальные игрушки (самые различные, благо в магазинах теперь можно наблюдать большое разнообразие «поющих» игрушек).

         Какие же музыкальные инструменты могут находиться в таком музыкальном уголке? Сейчас, впрочем, как и всегда, фабричным способом изготовляются всевозможные дудочки, свистульки, барабанчики, погремушки и другие музыкальные игрушки. В магазине без труда можно найти игрушечную гитару, скрипку, органчик, похожий на пианино, но можно сделать такие игрушки и самим. Правда, это будет только подобие инструментов, но и с ними ваш ребёнок будет играть с удовольствием! Не думайте, что вам предлагают изготавливать настоящие инструменты. Те инструменты, которые без труда может изготовить любой родитель, представляют собой, образно говоря, дощечку, верхняя сторона которой раскрашена под гитару, или пианино (только лишь нарисуйте на этой дощечке чёрно – белые клавиши). Это может быть «балалайка», «скрипка», или что-нибудь ещё. Из обычных пластиковых бутылок маленького размера (чтобы ребёнку было удобно держать) можно сделать погремушки, насыпав туда разной крупы. Всё это. плюс ваши усилия, доставит ребёнку удовольствие от собственного музицирования. а также обеспечит его музыкальное  развитие в домашних условиях.



Музыкальные игры в детском саду (консультация для педагогов)



Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, соблюдая естественную возрастную преемственность, и имело необходимое продолжение в условиях семьи в виде творческих домашних заданий и игр с музыкальными элементами. Весёлые и полезные игровые ситуации с малышами – это целый ряд интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально-ритмических и подвижных игр, попевок, песенок-плясок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Игры для детей 3-5 лет

 Почему так важны все  перечисленные игры для детей 3-5 лет? Например, упражняя движения пальцев, кистей рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, мы развиваем и упражняем его речь, что так важно в этом юном возрасте. А стихотворная основа пальчиковых игр особенно способствует быстрому запоминанию текста ребёнком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает в умении сочетать движение и слово.

Большинство текстов игр составляют народные песенки и потешки, стихи детских поэтов, авторские разработки специалистов дошкольного образования.

Подобные упражнения и игры помогают развивать эмоциональную сферу ребёнка, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявления. В процессе игровой деятельностидети имеют возможность то превращаться в обиженных мышат, то становиться строгим папой-кулачком, быть озорными козлятами или забавными Робинами Бобинами и т. д. Через игру дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, передают различные настроения и характеры персонажей.

Музыкальные игры ставят перед собой и цель развития в детях творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого. Сначала дети слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные действия, затем постепенно пробуют проявить себя в том или ином виде сочинительства: придумывают жесты, танцевальные движения, простейшие мелодии песенок-попевок, подбирают подходящие по рифме и смыслу слова в речевых играх и т. д. Двигаясь от простого к сложному, мы постепенно, шаг за шагом учим детей видеть, слышать, думать, пробовать.

Занимательную основу составляют пальчиковые игры. Именно с них начинается каждая встреча педагога с детьми 2-3 лет. Почему? Да потому, что именно «игры с ручками», «игры со словом» лучше всего помогают быстро и легко привлечь к себе внимание ребёнка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Начав с увлекательной игры со своими собственными ручками, ребёнок с  удовольствием переходит к играм ритмическим, музыкальным, включается в подвижные и ролевые игры-сказки со взрослым, с другими детьми, он с интересом проговаривает и запоминает слова потешек, подпевает несложные песенки, выполняет доступные ему плясовые движения.

      Материал построен на синтезе слова, движения и музыки. Малыши, «играя с ручками», «со звуком», незаметно подготавливают свой певческий аппарат к вокальному исполнительству. Пение песен, попевок ребёнком с одновременным выполнением несложных движений рук в таком возрасте приносит детям особую радость, развивает их интерес к музыкально-игровой деятельности. Кроме того, закладывается и развивается потребность ребёнка в самостоятельном певческом исполнительстве. Играя с песенками, мы развиваем у малышей слух, голос, музыкальную память, чувство ритма, с раннего возраста закладываем и воспитываем у него интерес к музыке, слову, движению.  Поэтому песни, музыкальные игры и несложные пляски должны обязательно сопровождать детей на каждом занятии.

      Желательно в процессе знакомства с музыкальными играми вводить и сюрпризы – появление разных персонажей, таких как кошка, кот, коза. Это, конечно, могут быть ростовые куклы, но можно для исполнения разных ролей привлекать воспитателя группы или ребёнка старшего возраста.

      Малыши очень любят сказки, поэтому использование таковых обязательно. Но наши сказки не простые, а театральные. Это значит, что малыши являются активными участниками, действующими лицами сказки, причём они могут от начала до конца оставаться, например, мышатами, как в сказке «Мышка-мать и её хитрые мышата», а могут в одной сказке побывать в разных ролях. Так, в «Сказке про зайку» дети превращаются в лягушат, и в козликов, и в котиков, и, конечно же, в зайчат. Дети узнают и передают в движениях пластику движений разных животных, сравнивая их.

      Используя музыкальные игры в своей работе, надо обязательно учитывать степень готовности каждого малыша к игре со словом, звуком, ритмом. Не старайтесь дать сразу весь объём игр и упражнений, входящих в ту или иную  музыкально-игровую деятельность. Начните с отдельных, наиболее простых игр. При этом обращайте внимание на текст, на значение отдельных слов и выражений. Но не старайтесь специально заучивать стихотворные тексты игр с ребёнком! Тексты эти несложны и понятны, и сами довольно легко и быстро запоминаются детьми. А вот при специальном заучивании интерес малышей к игре может быстро утратиться, что крайне нежелательно, потому что игры эти полезны именно при многократном их повторении. Помните, что всё, что играется руками, будь то песенка или стишок, всегда запоминаются быстрее, легче и прочнее. Когда вы начнёте играть в них сами, то вскоре убедитесь в правильности этого утверждения. Если текст достаточно объёмен и не все дети успевают воспринять его и показать в движении «Сказка про зайку», игры «Хлоп ладошка», «озорные пальчики» и др., можно строки повторять дважды или делать между ними паузы, чтобы помочь тем малышам, которые в этом нуждаются.

      Если какие-то песенки покажутся вам сложными для исполнения детьми данного возраста, пойте их сами, пускай малыши подпевают с вами сначала только отдельные слова, фразы, а затем и целые строки. Чем раньше дети начнут готовиться с песенным материалом повышенной сложности, тем быстрее они продвинутся в вокальном исполнительстве.

      Музыкальные игры можно использовать в работе с детьми не только целиком, но и фрагментарно, в качестве весёлой минутки, игры-потешки не только во время организованной музыкальной, но и физкультурной деятельности, в процессе развития речи и т. д., в любую свободную минуту как в группе, так и во время прогулки на свежем воздухе.

      Играя вместе с детьми, поощряйте проявление их творческой инициативы – пусть не придумывает только взрослый, оставьте возможность пофантазировать и самим детям. Глядя на вас, учась у вас, ребёнок постепенно со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и сопереживать. Играя вместе со взрослым, пусть ваш малыш задумается, а где же живёт солнышко с лучиками, каково это быть цветочком, о чём думает мышка, сидя в норке, какие сны видит спящий на лавочке кот?

Игры для детей 5-6 лет

Особенностью занимательно-игровой деятельности с детьми данного возраста является обязательное наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового. Для того чтобы развить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, его фантазию и воображение, необходимо использовать специальные упражнения и игры: это игры на развитие фантазии и упражнения на память физических действий. Особенности этих игр состоят в следующем: в играх на развитие фантазии ребёнок может в своём воображении нарисовать самые разные образы, создать предметы, порой несуществующие, совершенно фантастические, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, своей выдумки, ребёнок как бы играет со своей собственной фантазией. Например, дети силой своего воображения представляют Робина Бобина (речевая игра «Барабек»), видят, как он ходит, что делает, а делает он совершенно невозвожные вещи: съедает корову, быка, телегу, церковь… эти нереальные ситуации в воображении детей становятся вполне реальными.

      В упражнениях на память физических действий ребёнок апеллирует только к тем предметам, которые когда-либо сам видел, к которым когда-то прикасался, к тем действиям, которые он когда-либо совершал в  реальной жизни. например, он держит в руках воображаемую чашку с горячим чаем, дует на неё, пьёт. Эти действия ребёнок многократно совершал и совершает в реальной жизни, может, только сегодня утром, отправляясь в детский сад, он проделывал их сам или видел сидящую перед ним с чашкой в руках маму. Ему остаётся только вспомнить, какя это была чашка, как он брал её, как держал, горяча ли она была, постараться вспомнить и вкус этого чая и т. д. Таким образом, игры на развитие фантазии опираются на наше воображение, а упражнения на память физических действий – на наши ощущения при совершении действий. И оба этих игровых задания помогают ребёнку увидеть и ощутить то, чего сейчас, в данный момент нет или не происходит. Чем быстрее ребёнок сможет представить тот или иной предмет, образ, тем легче он войдёт в заданную педагогом игровую ситуацию, тем успешнее будет развиваться его творческое начало во всех проявлениях.

      Для этого остановимся более подробно на одной из игр –упражнений «Пьём чай». Педагог предлагает детям «выпить» чашечку чая. Но предупреждает: чай очень горячий! Что делать? Дети решают эту проблемную ситуацию, предлагая разные варианты действий, исходя из собственного опыта. например, можно:

  1. Отставить чашку в сторону и подождать, когда чай немного остынет.
  2. Перелить чай в другую посуду, и он станет не таким горячим.
  3. Попробовать пить его очень осторожно, а для этого надо слегка подуть на него, затем сделать маленький глоток, подуть посильнее, сделать ещё один глоток, вот чай уже не столь горячий и, значит, можно выпить всю чашку.

Дети выбирают третий вариант. Они «пьют» чай, ставят чашку на «блюдце», у всех при этом довольные лица – «чай вкусный». Затем педагог предлагает рассказать, кто какой пил чай. Варианты ответов детей: с мятой, с ромашкой, с вареньем, с мёдом, зелёный, чёрный, английский, чай»Беседа», «Липтон» и т. п.

       В ходе таких игр-упражнений развивается и совершенствуется не только память физических действий, как одна из основных составляющих памяти вообще, но и воображение, пластика движений, что необходимо детям для успешной театрализованной деятельности. Развивают такие игры речь, мышление, закрепляются имеющиеся в багаже ребёнка знания, даётся им и новый познавательный материал (на примере этой игры – информация о видах чая, его пользе и прочее).

      Надо учитывать, что игры-упражнения на память физических действий педагог предлагает детям, исходя из имеющегося у них на этот момент реального опыта действий с конкретными предметами. Например, дети едят кашу и поэтому знают, какие движения при этом человек выполняет, гладят кошку, открывают двери и т. п. Таким образом, детям даются такие задания, которые они часто совершают в своей жизни сами, или видят, как это делают взрослые. Нецелесообразно предлагать ребёнку по памяти сделать то, чего он ещё не делал или его опыт каких-либо действий был недостаточен и в связи с этим не смог закрепиться в детской памяти. Ребёнок просто не может справиться с таким заданием.

      С детьми данного возраста ведётся работа над дальнейшим развитием артикуляционного аппарата, над выразительностью речи, умением сочетать слово и жест, для чего дети упражняются в произношении скороговорок на различные согласные звуки. Дети в возрасте 5-6 лет могут сами участвовать в коллективном придумывании несложных игровых приёмов для той или иной скороговорки, исходя из её сюжетно-смыслового содержания. Например, играя со скороговоркой «Баран Андриан бьёт рогами в барабан», дети могут осуществлять следующие действия: поочерёдно каждый желающий выступить в роли Андриана может произносить текст с разным настроением, придумывая своему барану характер, жесты, а другие дети, находясь в роли зрителей, могут высказывать своё мнение о характере и настроении барана, объяснять использование ребёнком-актёром использование тех или иных движений и жестов. Здесь важно педагогу поощрять удачные находки, оригинальность показов детей, хотя в большинстве своём они ещё достаточно шаблонны.  Дети в таком возрасте имеют недостаточный опыт для самостоятельного ролевого творчества и тяготеют к повтору чужих удачных выступлений. От единичных удачных находок мы движемся к коллективному их повтору, а затем и к индивидуальному творчеству большинства.

      В речевых и театрализованных играх с детьми 5-6 лет педагог предоставляет гораздо большую свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для передачи того или иного образа. И только в случае затруднений педагог сам  показывает несколько вариантов, из которых детям надо выбрать наиболее на их взгляд удачный. Такой приём позволяет взрослому стимулировать детское творчество, упражнять в сравнивании, анализировании, выборе.

      Среди вариантов музыкальных игр есть инсценировки песен, танцевальные композиции. Дети продолжают практиковаться и в театрально-игровом творчестве, в песенном, танцевальном, ритмическом. Так, например, интересна игра на развитие чувства ритма «Кто стучится у ворот?». Здесь дети активно упражняются в придумывании ритмических рисунков различной сложности, причём ритм передаётся не только хлопками в ладоши, но и по телу, отстукивается ногами, в зависимости от характерных особенностей различных персонажей игры: так, Петушок ритмично хлопает «крыльями» по бокам, Котик – лапками «в ладоши», Коза стучит «копытцами». Игра-драматизация помогает детям проявить и использовать все имеющиеся на этот момент у них знания и навыки, как то: свободное перемещение в пространстве, выразительное и чёткое произнесение текстов, умение импровизировать, передавать характер своего персонажа, а кроме того интонационно правильно петь, красиво танцевать и т. д.

      Нельзя не отметить и тот факт, что по-прежнему одним из важных факторов подбора музыкально-игрового материала является та или иная нравственная тема. Так, при разучивании игры «Трубочист» мы говорим с детьми о редкой теперь профессии трубочиста, о том, как этот труд нелёгок, грязен, не престижен. Но, несмотря на это, в любую погоду трубочисты ходят от дома к дому, чистят печные трубы, чтобы воздух в самом доме и над всеми домами города оставался чистым. Наш трубочист любит свой город и людей, живущих в нём. А ещё наш трубочист – большой мечтатель: закончив работу он  вот о чём мечтает трубочист, каждый ребёнок придумывает сам. Почему именно трубочист? Важно поговорить с детьми о человеке рабочей профессии вообще, а трубочист – собирательный образ человека простой профессии, работающего для себя и для других. И совсем неважно, об электрике ли мы говорили, или о дворнике, садовнике и т.п., главное, что мы говорим с детьми о людях, делающих нашу жизнь лучше, чище, комфортней Люди эти достойны уважения, достойны того, чтобы труд их мы ценили, и как было бы хорошо, если бы и мы старались тоже что-то делать для других.

      В заключении хочется сказать: мы должны регулярно поощрять проявление детской выдумки и фантазии у малышей, и тогда, совсем скоро, наши дети станут не только учиться у нас, но и сами будут при каждой встрече удивлять нас своим необычным, но невероятно точным видением окружающего мира.

      Играйте вместе с детьми, пойте, пляшите, придумывайте свои тексты, интересные ритмы, различные движения и образы, ищите и находите интересные игровые ситуации. Развивайте своих малышей, радуйте их и радуйтесь вместе с ними!



Коммуникативные игры для детей раннего возраста Методические рекомендации для воспитателей ДОУ



Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

         Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста. Предложенные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

 Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково. 

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

Игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

"Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор — О. Хухлаев. О.Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуника­тивных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчи­ки — добрые кошечки, злыемышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превра­тить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.Если у детей хорошо по­лучается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности обще­ния детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон­такта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их ипоказать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрос­лый роль ведущего берет на себя, предлагая детям об­разец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в обще­ние стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до­говориться о темпе движения, следить за синхроннос­тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этомобязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш­ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя­зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру обя­зательно хорошими словами: «А ты, Маринка — кар­тинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго за­думываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидныхсловах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво­рачивается к стене и громкосчитает до 10. Пока водя­щий считает, дети передают друг другу игрушку. Ког­даведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вы­тягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у когобыла игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре­мя игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют дру­гиедети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд­но для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна »).

Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садят­ся за стол очень близко друг кдругу, затем связыва­ют правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Времяна рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавя­зать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли полу­чить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необ­ходимости договора в паре для достижениялучшего ре­зультата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях,возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а чтопомогало.

Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игрусловами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком,маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение изавязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя наста­ивать на ответе, если он нехочет по каким-либо при­чинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться за­давать вопросы или вступать вигру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен нахо­диться на одном уровне с ребенком, а в случае трудно­стей — ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на палец нитку, бро­сает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь­ся). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затрудняет­ся с ответом, он возвращаетклубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, авзрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Онабу­дет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группахмалознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрос­лый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие долж­ныповторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенокстановится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е.должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем детидоговариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дыйпридумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все детиокажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Газета (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произ­вольности, коммуникативных навыков.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней де­лается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмеша­тельство требуется только в случае ссоры детей.

Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, полу­чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо­язни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижи­мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ­ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточ­ках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ла­дони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудно­сти в процессе общения.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпа-тийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палоч­ки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, по­прыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хо­рошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характеро­логических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошколь­ников.

Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)

Цель: развитие эмпатии, отработка способов по­ведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и стано­вятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он все­ми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы детине про­являли агрессию, помогает водящему, если ему при­ходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, по­пытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Зоопарк (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрите­ли — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ро­лями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного живот­ного, а также по своему желанию наделяли его каки­ми-либо чертами характера.

Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, дове­рия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязы­вания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей ста­новятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побе­седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно по­тренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоот­ношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со­блюдать правила.

Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок (груп­па детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, каран­даши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добав­ляет одну или несколько деталей и возвращает рису­нок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие не­сколько детей, их можно расположить по кругу и пред­ложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему ри­сунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «До­тронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки раз­виты плохо, на начальных этапах игры могут разви­ваться конфликты. Но в дальнейшем, при системати­ческом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, нахо­дить общий язык.

Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кри­чит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хо­рошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем осталь­ным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в ко­манде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с рус­ской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды бе­рутся за руки, образуя круги, и под музыку идут впра­во. Как только музыка смолкает, они останавливают­ся и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками го­лову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у де­тей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои дей­ствия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Небоскреб (автор — К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре кру­га им необходимо построить небоскреб. Дети по оче­реди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблю­дающий за ходом строительства, периодически изме­ряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструк­тивного конфликта. Дети должны самостоятельно по­пытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова



Авторизация

1141643
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
1374
2626
9146
1141643