Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Как разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?



"Подлинную красоту воспринимает только чистая,

прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи.

Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного.

Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь".

Э.Межелайтис

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальностиребенка.

 

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе? Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей. 
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках!Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное  «Смотри!»– одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем. Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться («выдохнуть») в рисунке, в  танце, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье. 
Задача  педагога – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью. 
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.

 



На заметку маме и папе.



Особое место в работе детского сада отводится праздникам.

Праздники своеобразная форма воспитания детей, и заменить её нельзя ничем. Это особый вид человеческой деятельности, а также неотъемлемая часть социальной жизни, к которой ребенка необходимо готовить.

Праздник несет в себе огромный нравственный и социальный заряд, играет воспитывающую, развивающую, вдохновляющую роль. 

Особенность праздников заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на сознание, чувства подрастающего поколения, осуществляют всестороннюю проверку уровня и результатов развития и воспитания детей. В обстановке праздника все и всё воспитывает ребенка.

Одевайте ребенка на праздник так, чтобы он чувствовал себя комфортно. Праздничный наряд не должен сковывать движений ребенка.

Излишне не опекайте и старайтесь не привлекать внимание ребенка к себе. Малыш отвлекаясь, не может понять до конца суть задания и т.д. Излишняя опека может стать причиной скованности ребенка.

Не проявляйте недовольства выступлением своего ребенка. Для ребенка важна оценка родителей. Во время праздника дети ищут глазами своих родителей и если видят их недовольство, теряются, не выходят играть, боятся своих неудач, осуждения со стороны родных.

Поддержите ребенка улыбкой, весёлым настроением.

Принимайте активное участие в праздничных играх, инсценировках, массовых танцах и т. д. Особенно это нужно делать тем родителям, чьи дети стеснительны, не уверены в себе, теряются перед большим количеством зрителей. Участие родителей в празднике стимулирует их ребенка к активности.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Поведение ребенка подскажет вам, какие задачи воспитания необходимо решать в семье в ближайшее время.



Праздник как средство развития речи.



Целью образовательного процесса в детском саду является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Педагоги считают главной целью всестороннее и гармоничное развитие и формирование личности ребенка  дошкольника с учетом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция нарушений общего недоразвития речи. Развитие речи осуществляется на занятиях по всем разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения природоведению, математике, музыке, изобразительной деятельности, физической культуре. Таким образом, музыка также используется в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

      В методических исследованиях показаны возможности влияния музыки на развитие речи. Подчеркивается значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи. Культурно - досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

    Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, мы тщательно работаем над средствами эмоционального воздействия. Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Слово, как средство информации, несет на празднике дополнительную задачу. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, оно воодушевляет участников.

    Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях. Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске — соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием   исполняемых песен, стихотворений,  танцев.

    При подготовке праздника музыкальный руководитель, воспитатели проводят   беседу с воспитанниками о событии, которое скоро произойдет. Такие беседы помогают ребятам побольше   узнать о предстоящем празднике, о традициях его проведения, способствуют общему расширению кругозора. При разучивании песен детям обязательно объясняется значение непонятных им слов, обращается внимание на правильное произнесение звуков. Очень полезно разучивание песен-танцев, при этом развивается координация между словом и движением. Любой праздник это форма публичного выступления. А именно публичное выступление является необходимым условием закрепления полученного навыка.

     Присутствие гостей, необычная (неповседневная) атмосфера – все это является некой стрессовой  ситуацией для детского организма. Ребенок может ощутить стеснение, смущение, робость. И вот тут подключаются волевые качества личности, которые помогают преодолеть страх, волнение, и исполнить песню, прочитать стих. Поэтому для более активного развития речи необходимо как можно чаще выступать перед публикой.  



«ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ»



Когда мама поет малышу колыбельную песню, ей и в голову не приходит, что она в этот момент занимается музыкой.  При  этом  она радует, создает бодрое  настроение, развивает чувство доброты.  Д. Кабалевский говорил: "Прекрасное побуждает доброе". Поэтому одной из задач  воспитания ребенка в семье является развитие у него чувства прекрасного. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожалению многие из родителей считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна лишь по отношению  одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке не обязательно. Каждому родителю надо помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. К тому же главным является не само по себе обучение  музыке, а воздействие музыкой на общее развитие. 

«Баю-баюшки, баю

Милую свою баю,

Баю славную свою...»

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы  песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели - первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые» 

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается, глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

ПОЙТЕ,  КАК МОЖЕТЕ.  НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС.

ГЛАВНОЕ - С ЛЮБОВЬЮ. ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ. ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

 

«Люли-люлющки-люли!

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Бабайка-

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шёлковый поясок..

Будет с нами до утра-

Спите, глазки, спать пора»

И. Демьянов 

«Динь-дон. Динь-дон,

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон,

Динь-дон, Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Динь-дон, динь-дон.

Или это снится слон?

И. Токмакова

«Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке...

Позеваем сладко -

И уснём в кроватке!»




Авторизация

1192816
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
727
2439
7956
1192816