Каждому возрасту - своя сказка
Ни для кого не является секретом, что в развитии ребёнка важную роль играют сказки. Однако к их выбору стоит подходить очень аккуратно, с учетом возраста и развития ребенка. Не стоит рассказывать ему все подряд. Ведь малышу двух-трёх лет явно будет не интересно слушать произведение А.С. Пушкина "У лукоморья". Логично, что у ребенка будет много вопросов уже на первых строчках, например кто такой "кот ученый" и что обозначает " у лукоморья".
В таком возрасте лучше рассказывать сказки с незатейливым сюжетом и, конечно, без пугающих персонажей – иначе у ребенка могут появиться ночные кошмары. Стоит выбирать коротенькие произведения, которые надо рассказывать малышу с веселостью в голосе, тем самым удерживая его внимание и особо не утомляя долгим рассказом. Так, отлично подойдут сказки про «Курочку Рябу», «Репку». А можно рассказывать малышу сказки собственного сочинения, но главным персонажем в них должен быть ваш малыш, а остальные герои - это окружающие его предметы: любимый плюшевый мишка, кукла Маша, собачка Бимка, обезьянка Ника и т. д.
Особое место занимают, так называемые современные сказки, действие в которых происходит в городе, а персонажами выступают горожане, те самые девочки и мальчики, которых ребенок видит вокруг себя на улице. Они наглядней и понятней малышу в его возрасте. К тому же ребёнок может и сам поучаствовать в придумывании сюжета сказки, что отлично способствует развитию его фантазии.
Сказки с более сложным сюжетом, например классические народные, можно начинать рассказать ребенку после трех лет, а вот впечатлительному и того позже.
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенку доступна уже масса художественной литературы, которая действительно его может заинтересовать. Например, от приключений мальчика-волшебника Гарри Поттера ребёнок точно будет в восторге. В этом возрасте можно уже смело браться за чтение многих произведений Пушкина, а также сказок Астрид Линдгрен, Александра Милна и многих других замечательных писателей.
Не стоит считать, что в подростковом возрасте сказки уже не нужны – это вовсе не так. Просто в этот период жизни детей больше интересует фантастика и приключения, что является вариантом всё той же сказки, только для взрослых.
Сказки с ребёнком надо читать как можно чаще и в любом возрасте. Взрослые не должны лениться это делать, ведь на примере сказок малыш учится добру, состраданию и расширяет свой кругозор.
Роль сказок в воспитании ребенка
Зачастую в жизни нам приходится слышать очень мудрое выражение о том, что новое – это хорошо забытое старое.
Но оглянитесь по сторонам. Увиденное, скорее всего, заставит Вас в этом усомниться, ведь окружающие нас вещи: мобильные телефоны, компьютеры, телевизоры, плееры и другие предметы никакого даже намека на прошлое не имеют. Однако, заглянув глубже, мы понимаем, что меняется лишь оболочка, а сама суть и назначение остаются.
Так, роль сказок в воспитании современных детей, как и в воспитании прошлых поколений, очень велика. Дети, еще толком не научившись произносить слово «мультик», уже требуют их просмотра. И во многом от того, какой сюжет мультика или сказки, какое поведение главных героев, будет зависеть стиль поведения ребенка в дальнейшей жизни, так как просмотренное откладывается в сознании маленького человечка. Следовательно, сказки для детей обязаны быть добрыми, обучающими вежливости, сдержанности, хорошему поведению и правильным манерам, такту и скромности. В противном случае, не удивляйтесь, если через несколько лет Вам придется слышать от подростка нецензурные речи, и биться о стену непонимания с его стороны во многих вопросах.
Поэтому, сказка, рассказанная ребенку перед сном – это не просто звук или картинка, помогающая уснуть, это формирование внутреннего мира ребенка. Именно поэтому в прошлом, задолго до сегодняшнего прогресса, почетную миссию чтения сказок на ночь выполнял нежный голос мамы, который всегда вызывает умиротворение и спокойствие, рисуя в сознании исключительно картины радости и красоты.
Выбирая сказку для малыша, помните, что в отличие от сознания взрослого человека, детское сознание очень чуткое, и сильно реагирует на различные яркие картины, и, зачастую, не может четко разграничить хорошее от плохого, что может сказаться на психологическом состоянии ребенка. Отличным примером данного следствия являются случаи, когда абсолютно здоровый ребенок становится пугливым, замкнутым, вялым.
Не забывайте, что дети – наше будущее, и от того, как воспитан ребенок с самых первых месяцев жизни, зависит то, как он поможет Вам в старости. И сказки в данном случае выполняют одну из ключевых ролей. Они могут стать лавиной положительных эмоций и счастья, а могут обратиться неприятностями и проблемами, которые потом поздно будет исправлять.
Таким образом, ищите, читайте, показывайте только добрые, душевные и простые сказки, из которых не только Ваш малыш почерпнет море нужной и правильной информации для дальнейшей жизни, но и Вы сможете научиться чему-нибудь хорошему.
Занимательная математика
Дорогие родители!
В мире существует великое множество увлекательных наук. Все они окажутся безумно интересны Вашему малышу, если подойти к обучению с фантазией и некоторой долей юмора. Мы предлагаем снова ненадолго стать детьми и представить, как бы нам хотелось получать математические знания.
Итак, 10 самых легких способов объяснить ребенку математику
Всем стоять, конфеты на столе
Такая математика придется по вкусу любому ребенку. Заготовьте заранее листы с различным количеством кружков и выкладывайте вместе различные цифры. Конфеты можно заменить на любую интересную малышу еду — от ягод и фруктов до так весело хрустящих сухариков. читать далее>>>
ЗАЧЕМ ДЕТЯМ СКАЗКИ?
Ребенок — это особый, хрупкий мир. Как понять этот мир? Как научиться с ним взаимодействовать? Как облегчить его жизненный путь? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей. В ежедневной череде решений, родители, кирпичик за кирпичиком, строят фундамент будущей личности, формируя, в первую очередь, понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». И для этой цели, как нельзя лучше, подойдет чтение.
Добрая традиция
Регулярное чтение может стать доброй семейной традицией. Всего 15 минут в день, потраченные на чтение сказки, имеют массу преимуществ:
1. Чтение позволит вашему ребенку стать смелее, внимательнее, отзывчивее, добрее. А совместное обсуждение прочитанного позволит развить воображение и словарный запас.
2. С помощью сказок ребенок формирует для себя общие представления о реальности, получает первоначальные знания о жизни в коллективе, в обществе.
3. Ребенок бессознательно отождествляет себя с героем, потому прочтение сказок с явным воспитательным моментом – это неназойливое влияние на его формирование.
4. Правильные сказки задают определенную систему ценностей, помогают разобраться в понятиях «добро» и «зло».
5. Сопереживая герою, малыш расширяет спектр своих эмоций.
6. Увеличивая темп речи при следующем прочтении знакомого текста, вы развиваете возможность восприятия информации на слух в разных вариациях.
7. Задавая вопросы о дальнейшем развитии событий, тренируете память. Так же полезным будет обсуждение иллюстраций.
8. Чем больше ребенок читает, тем проще усваивает орфографию и пунктуацию в дальнейшем.
С помощью сказочных произведений можно решить некоторые психологические проблемы:
- тот факт, что ребенок отдает предпочтение одной и той же книге, означает, что его что-то беспокоит. И разговор о герое, совместное размышление о нем может помочь внимательному родителю разобраться в природе страха (прочтение одной и той же истории с уже знакомым для ребенка концом формирует в его сознании уверенность в завтрашнем дне);
- если у ребенка проблемы со сном отдайте предпочтение спокойным сказкам с хорошим концом, тем, которые настраивают на позитивный лад.
Но как же сориентироваться в большом литературном многообразии? Главный критерий, на который стоит опираться при выборе книги - соответствие возрасту.
Что читать и когда
Когда начинать читать?
Специалисты советуют начинать читать уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Сам процесс успокаивает и маму, и малыша.
Для этого периода подойдут стихотворения, колыбельные и добрые неэмоциональные сказки. Те самые, которые мы с таким удовольствием сами слушали в детстве. Для начала подойдут старые добрые народные сказки.
Раннее детство
В этот период стоит помнить о том, что сказка должна быть короткой и ориентированной на звукоподражание («гав — гав», «мур»). Не забывайте, что читать стоит спокойно, неторопливо. Ребенок еще пока не понимает, что ему говорят, зато точно улавливает интонации. Малышу до первого года жизни лучше покупать книги с плотными страницами, потому как в этом возрасте им свойственно «грызть», рвать издания. Что касается иллюстраций, то будет лучше, если в ней будут присутствовать изображения реальных вещей или животных без четко прорисованных черт лица и одежды. Нарисованный персонаж должен быть максимально реален.
По мере взросления вашего малыша стоит подбирать сказки длиннее, с более сложным сюжетом, большим количеством героев.
Когда исполнилось 4 года
Именно в этот момент сюжеты сказок, которым вы отдаете предпочтение, должны измениться. Пора вводить в мир ребенка эмоциональные оттенки. Яркие события, столкновения добра и зла — это те элементы, которые должны появиться в читаемых вами сказках. Вашему малышу будет интереснее сейчас слушать истории, в которых главным героем будет такой же малыш, как и он, а иллюстрации будут яркими, похожими на мультяшные.
От 4-х до 6-ти лет
Конкретность мышления, которая еще сохраняется к этому возрасту, диктует правило: наличие, пусть и простого, но все-таки, сюжета. Желательные герои – животные и люди. Это то время, когда в вашу библиотеку не мешало бы включить литературные волшебные сказки. И постепенно стоит приучать ребенка к регулярному чтению, деля произведение на несколько частей.
Заинтересовать же младшего школьника чтением достаточно сложно. Здесь может помочь во многом собственный пример. Так как ребенок копирует вас во всем, чем чаще он видит вас с книгой, тем больше вероятность, что вскоре вы его застанете за таким же занятием.
Не стоит считать, что раннее обучение посредством сказки - процесс односторонний. Читая вместе с малышом, каждый раз окунаясь в мир волшебства, вы сами становитесь чуть добрее, ведь в каждом из нас где-то глубоко внутри живет ребенок, способный верить в чудеса.
Адаптация к садику. Как избежать ошибок.
Ваш малыш впервые пошел в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами, возможно, придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
Давайте сначала разберемся, что такое адаптация?
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
-
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- резкое уменьшение персонального внимания.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
-
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
- Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
- Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), умение пользоваться или хотя бы проситься на горшок, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Детям, чей режим близок к режиму сада. Детям, у которых домашний режим близок к режиму садика и в праздничные и в выходные дни, намного легче адаптироваться к садику.
- Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Давайте с Вами, дорогие родители, рассмотрим некоторые типичные ошибки, тормозящие процесс адаптации Вашего малыша.
1.Некоторые родители недооценивают важность периода адаптации, резко погружают ребенка в среду ДОУ. Это когда мама, вопреки рекомендациям педагогов, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать по своим делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро прийти по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? Категоричного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от конкретного ребенка. В этом случае надо ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
2.Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
3.Внезапное исчезновение при прощании, когда мама старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
4.Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать «садовскую» запеканку овощное или рагу.
5.Несоблюдение единства требований дома и в детском саду. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания, с бутылочкой, с соской или другими дополнительными мерами воздействия – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
6.Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
7.Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)
8.Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов. Очень привязанные к взрослому (особенно к маме) малыш очень тяжело переживает момент расставания и дольше адаптируется к детскому садику.
10.Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в детские развлекательные клубы, общением с большим количеством детей иди взрослых. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
11.Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, маме необходимо срочно выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
12.Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мама с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
13.Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
16.Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
И напоследок:
Небольшие советы, как помочь малышу легче пройти адаптацию
-
- В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.
- В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
- Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
- Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
- Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.