Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

Дыхательная гимнастика в работе с детьми



Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя проходит через гортань с голосовыми складками, попадает в ротовую полость, где с помощью артикуляционных органов происходит образование соответствующего шума.

Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного физиологического дыхания. Отношение фазы вдоха к фазе выдоха при физиологическом дыхании по вре­мени колеблется от 1:1,1 до 1:2. При фонационном дыхании это соотношение составляет 1: 6-8.

Вне речи продолжительность выдоха и вдоха примерно одинакова. Таким образом, для речеобразования необходимо выработать сильную, направленную воздушную струю.

Развитие речевого дыхания осуществляется поэтапно: 

1 этап: Знакомство с органами дыхания, развитие ощущений движения органов дыхания.

Дифференцированные вдохи и выдохи ртом и носом. Учимся вдыхать не надувая щек и не поднимая плеч.

Тактильный контроль движений органов дыхания: контроль с помощью игрушки, а затем ладонью.

2 этап: Формирование диафрагмального дыхания

Основное время работы  по формированию речевого дыхания должно быть посвящено формированию грудо-брюшного типа дыхания, как наиболее физиологического для  нормализации объема легких т.к. объем вдыхаемого воздуха у детей с речевыми нарушениями, как правило, снижен, иногда даже в два раза по сравнению с нормой отсюда и недостаточная длительность ротового выдоха. На этом этапе мы решили взять гимнастику Александры Стрельниковой. Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот. Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.

  По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:

  1. vувеличивает объем легких,
  2. vтренирует мышечную систему дыхательного аппарата;
  3. vкора головного мозга насыщается кислородом,  улучшается работа всех мозговых центров;
  4. v
  5. vне требует особых условий.  
  6. vгимнастика показана и взрослым и детям.

Кроме того,  дыхательная технология Стрельниковой рекомендуется при следующих заболеваниях:

   •· астма и хронические заболевания бронхов и легких;

   •· риниты (хронический насморк);

   •· гаймориты, бронхиты;

   •· пневмонии;

   •· неврозы и неврогенные заболевания;

   •· язвенная болезнь (вне обострения);

   •· заикание;

   •· потеря голоса;

   •· стенокардия;

   •· ИБС.

   Кроме того, дыхательная гимнастика способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости. Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Гимнастика Стрельниковой прекрасно подходит для занятий в домашних условиях. Но сначала  необходимо ознакомиться с основными правилами.

Правило 1

   Учимся принюхиваться. Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше.

   Самая грубая ошибка, которую делают новички, – тянуть воздух, чтобы набрать его побольше. Вдох должен быть короткий, резкий, шумный, активный.

Правило 2

   Выдох не самоцель гимнастики, это всего лишь результат вдоха. Пусть отработанный воздух уходит после каждого вдоха как угодно, сколько угодно. Не мешайте процессу. Не напрягайтесь, не помогайте выдоху. Выдох произойдет сам по себе.

   Внутри воздух все равно не останется. Не выполняйте движения со скукой и как бы по обязанности.

   Правило 3

   Научитесь делать быстрые и короткие циклы вдохов. Выполняйте эти циклы так, словно накачиваете шину, постарайтесь сохранять одинаковый темп. Вдохи должны быть громче выдохов. Паузы между дозами вдохов – 1-3 с.

Правило 4

   Никогда не выполняйте задание через силу, делайте подряд столько вдохов, сколько в данный момент сможете сделать без напряжения. Основная ошибка: стараться сделать упражнение любой ценой.

Основной комплекс включает в себя 11 упражнений 
1. "Ладошки"
2. "Погончики"
3. "Насос"
4. "Кошка"
5. "Обними плечи"
6. "Большой маятник"
7. "Повороты головы"
8. "Ушки"
9. "Маятник головой"
10. "Перекаты"
11. "Шаги" 

    1. Ладошки.И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох       плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. Поясок.И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.

3. Поклон.И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в и. п.

4. Кошка.И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

5. Обними плечи. И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в и. п.

6. Большой маятник.И. п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться к полу, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу без остановки слегка откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, еще один вдох. Выдох осуществляется пассивно между двумя вдохами-движениями. Вернуться в и. п.

7. Повороты головы.И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

8. Ушки.И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.

9. Малый маятник.И. п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается. Шею не напрягать.

10. Перекаты.И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы­полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. Танцевальные шаги. И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

Следующий этап: Выработка направленной воздушной струи, обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

Распределение выдохав процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхае­мого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределе­ние выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи - синтагмы.

Упражнения по формированию умения распределять выдох сначала проводятся с использованием звуков,  слогов. Для этого используется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных звуков - сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся на одном дыхании громко, отрывисто и равномерно. Постепенно количество произносимых на одном выдохе слогов увеличивается.

Затем упражнения на распределение воздуха проводятся на материале слов, словосочетаний, фраз.

<span style="

Авторизация

1210288
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
1025
2534
8522
1210288