Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Get Adobe Flash player

"Занимаемся музыкой во время самоизоляции"



Материал подготовила Молодорина Ольга Павловна

"Занимаемся музыкой во время самоизоляции"

Слушание музыки в предшкольной группе

«Марш Черномора» музыка М. Глинки

Объяснить детям, что опера — это такой вид театрального искусства, в котором под музыку и пение происходит какое-то действие. Главные герои в этой опере — княжна Людмила и храбрый витязь Руслан. Во время их свадебного торжества веселье прерывается: раздаются удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают. Когда же вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это злой волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Черномор — уродливый и злой карлик с длинной бородой. Он очень хочет понравиться Людмиле: наряжается в богатые одежды и идёт к ней, окружённый толпой рабов. Черномор шествует под марш. Музыка изображает упрямого злого карлика. Она звучит резко, отрывисто.

Прочесть отрывок из поэмы А. Пушкина:

Безмолвно, гордо выступая,           

Нагими саблями сверкая,    

Арапов длинный ряд идёт   

Попарно, чинно, сколь возможно,  

И на подушке осторожно

Седую бороду несёт.

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой.

Принадлежала борода.

Послушать произведение ещё раз и спросить, звучание каких инструментов они услышали. Предложить ребёнку изобразить героя пьесы (если он захочет, надеть на голову чалму). Обратить внимание, насколько ритмично шагает ребёнок. Обязательно поаплодировать ему

«Песнь жаворонка» музыка П. Чайковского

Предложить детям (не объявляя названия) послушать музыкальное произведение и высказать своё впечатление о нём, а затем огласить название пьесы. Показать портрет Петра Ильича Чайковского.

Прочитать стихотворение:

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!»

                                   В. Жуковский

Предложить детям определить характер произведения. Найти с детьми синонимы к музыке: нежная, звонкая, лёгкая.

«Три подружки» музыка Д. Кабалевского

Рассказать детям историю о трёх подружках. «Дружили три девочки. Они были неразлучны, несмотря на то что по характеру все они были очень разные. Одна из них очень любила плакать и плакала по любому поводу. Ее так и звали – Плакса. А другую подружку иногда называли Злюкой. Наверное, она хотела, чтобы всегда было только так, как она хочет, и злилась, когда было не так. А третью все называли Резвушкой, потому что она всегда была очень весёлая и озорная – минуты не могла спокойно посидеть на одном месте. И вот композитор про этих подружек придумал музыку, наверное, он долго за ними наблюдал...» 

- Давайте мы с вами попробуем отгадать, про какую подружку нам сейчас расскажет музыка.

Прослушать произведения по очереди и после каждой спросить у детей, о какой девочке, по их мнению, рассказывала музыка. Хорошо, если дети будут отмечать особенности той или иной пьесы: динамику, темп, нюансы.

Выложить перед детьми картинку с изображением трёх девочек. Предложить детям узнать музыку и выбрать на картинке девочку. Предложить детям изобразить в движении подружек. Обязательно похлопать всем артистам. Перед «выступлением» можно предложить детям подумать, как можно изобразить Злюку: топать ногами, размахивать руками, грозить пальцем. Плаксу – кулачками тереть глаза, всхлипывать, ходить с печальным видом. Резвушку – прыгать с ножки на ножку, кружиться, подпрыгивать и т. д.

«Гром и дождь» музыка Т. Чудовой

Прослушать произведение.

- Как по-вашему, о чём рассказывает эта музыка?

Выслушав ответы детей, послушать пьесу ещё раз и из трёх предложенных картинок выбрать ту, которая по их мнению, больше подходит к данному произведению.

Показать детям три картинки (одна – пейзажная, изображающая грозу; вторая – марширующие дети с барабанами; третья – летящий самолет).

Прослушать произведение ещё раз. Обратить их внимание на характерные звуки в музыке (шум грома и дождя). Можно предложить желающим детям на музыку грома поиграть на тарелках, барабанах, а на музыку дождя – на треугольниках и металлофонах.

Слушание музыки в средней группе

«Вальс» музыка А. Грибоедова

Предложить детям прослушать пьесу и самостоятельно определить жанр произведения. Спросить, как можно назвать эту пьесу: песня, вальс или марш? Почему? Обратить внимание на нежные льющиеся звуки, на лёгкий, воздушный аккомпанемент. Спросить, на каком инструменте играют вальс? Рассмотреть изображение гитары. Послушать музыкальное произведение ещё раз. Предложить «подыграть» ребёнку на воображаемой гитаре. Объяснить ребёнку, что надо шевелить пальниками и, слушая музыку, думать, что это играет он. Вспомнить, как танцуют вальс (кружение, плавные махи руками). Предложить детям потанцевать. Обязательно похвалить детей.

«Ёжик» музыка Д. Кабалевского

            Послушать пьесу, предложить всем детям превратиться в ёжиков и подвигаться под музыку. Предварительно придумать, что может делать ёжик: бегать, согнув спинку маленькими шажками (семенящий бег), фыркать (фр-р-р, фр-р-р), растопыривать пальчики и сжимать их в кулачки.

«Полечка» музыка Д. Кабалевского

            Прослушать пьесу. Обратить внимание детей на лёгкие, отрывистые звуки, игривый характер. Напомнить, что полька – весёлый, быстрый и задорный танец. 

«Марш солдатиков» музыка Е. Юцкевич

            Рассмотреть картинку с изображением марширующих солдатиков. Рассказать о характере музыкального произведения, обратить внимание детей на то, что в марше звучат высокие звуки: солдатики маленькие, шаги у них маленькие, и звуки от их шагов тоненькие, высокие. Прослушать ещё раз пьесу. Предложить детям помочь маршировать солдатикам – поиграть для них на барабане (пальчиками по столу, ладошками по коленкам, карандашами по столу и др.) Отметить для себя, насколько ритмично ребенок играл, ощущал ли он метрическое деление музыки. Обязательно его похвалить.

 

Слушание музыки в младшей группе

«Капризуля» музыка В. Волкова 

Рассказать детям про девочку-капризулю. Можно рассмотреть картинку, прочитать стихотворение:

У Танюши целый час

Слёзы катятся из глаз.

Удивляется лягушка:

- Ну, и квакса ты, Танюшка!

                             (В. Степанов)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

                                 (А. Барто)

Послушать музыку и рассказать о средствах музыкальной выразительности. Дать детям возможность услышать в музыке вздохи капризули. Спросить: а есть ли среди детей такие?

Рассмотреть картинки из книжки А. Барто «Рёвушка-коровушка». Прочитать стихотворение: 

Что за вой, что за рёв, 

Тут не стадо ли коров? 

Это не коровушка, 

Это наша рёвушка! 

Можно предложить детям поплакать, поныть, как девочка на картинке, а потом послушать пьесу. Обратить внимание на характерные особенности музыки.

«Колыбельная»  

Прослушать музыкальное произведение. Рассказать, что музыка звучит тихо, она ласковая, нежная, спокойная. Под такую музыку хочется закрыть глазки и поспать.

Прослушать пьесу ещё раз и предложить ребенку покачать кошечку (куклу, собачку и т.д.)

Рассмотреть соответствующую иллюстрацию. Послушать ещё раз музыку. Рассказать о характере, динамике, темпе. Предложить детям закрыть глазки и немного «поспать».

«Марш» музыка Е. Тиличеевой

Показать детям три картинки: марширующие солдаты, танцующие дети, спящая кукла. Прослушать марш. Спросить, какая картинка подходит к этой музыке. Прослушать марш и попросить детей подобрать подходящую картинку к музыке. Рассказать о характере музыкального произведения. Предложить походить под маршевую музыку, как солдаты.

«Резвушка» музыка В. Волкова 

            Прослушать пьесу. Желательно показать картинку, на которой нарисована скачущая (или танцующая) девочка или девочка, прыгающая через скакалку. Объяснить слово «резвушка». Сказать, что девочке очень весело, она резвится. Музыка весёлая, радостная, так и хочется попрыгать под неё. Все любят резвиться, даже взрослые.

Сыграть детям музыкальное произведение и предложить выбрать из трёх разносюжетных картинок нужную. Напомнить о характере пьесы. Спросить, как может резвиться девочка. Предложить ребёнку порезвиться под музыку. Зрители аплодируют.

«Воробей» музыка А. Руббаха 

Загадать загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...(воробей).

Прослушать пьесу, обратить внимание на лёгкий, «прыгающий» характер музыки. Сказать, что воробушки очень быстрые, проворные, и поэтому музыка быстрая, весёлая, звуки отрывистые (птичка порхает, чирикает, прыгает и т. д.). Можно придумать небольшую интересную историю. Предложить ребёнку быть воробушком. Можно надеть ободок с птичкой. Похвалить ребёнка и обязательно отметить, если ребёнок сделал оригинальное движение.

Слушание музыки в старшей группе

«Баба-Яга» музыка П. Чайковского 

Прослушать пьесу без объявления названия. Спросить у детей: какой характер у этой музыки? Как им кажется, про что эта музыка?

Баба-Яга — персонаж русских народных сказок. Злая старуха, которая живет в дремучем лесу, летает на метле, варит колдовское снадобье. Забирает маленьких детей. Постепенно этот персонаж перестал быть злым. Сейчас (в детских фильмах, сказках, на праздниках) Баба-Яга не страшная, а просто вредная старушка, которую легко перехитрить. Вредничает она оттого, что ей скучно, никто её не веселит.

Обратить внимание детей на стремительный, завораживающий, сказочно-страшный характер пьесы.

Прочитать отрывки из книги А. Усачева «Про Бабу-Ягу». Предложить детям выразить свои впечатления в рисунках.

Суп варить Яга решила.

Змей сушеных накрошила.

Развела большой костер

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок.

Поскакала за бугор –

Отыскала мухомор.

Притащила свежей тины,

Волчьих ягод три корзины,

Для приправы — бузины,

Для отравы — белены.

Вышел супчик то что надо:

Целых двадцать литров яда!

Возможно, дети будут давать приблизительные ответы: «Страшная, громкая, про злого человека». Следует принять все ответы детей, а затем сказать, что автор назвал свою пьесу «Баба-Яга», и далее рассказать о персонаже и характере (отдельных моментах) музыкального произведения.

Прослушать произведение ещё раз. Рассмотреть с детьми рисунки, которые они нарисовали. Обратить внимание на окончание пьесы: звуки становятся все тише — это Баба-Яга налеталась на метле и идет на посадку.

Игровой   момент: одеть ребенка в костюм Бабы-Яги, в руки дать метёлку и попросить его выразить свои впечатления о музыке в движении. Обязательно поаплодировать артисту.

Предложить детям для сравнения другое произведение с таким же названием:

- Другой композитор тоже захотел написать музыку про Бабу-Ягу, Давайте послушаем, какая музыка получилась у этого композитора.

В оркестровой записи звучит «Баба-Яга» М. Мусоргского (из цикла «Картинки с выставки» в оркестровой версии М. Равеля). Спросить у ребёнка, какое произведение ему понравилось больше и почему.

Согласиться с любым выбором ребёнка — он так чувствует. Предложить ребёнку выразить свои впечатления в рисунках.

Сравнить обе пьесы: в музыке Мусоргского ярко выраженная трёхчастная форма: 1-я часть — полёт Бабы-Яги, 2-я часть — её «колдовство», 3-я часть — полёт (Баба-Яга улетела). Обязательно отметить разные окончания пьес.         

«Вальс» музыка С. Майкапара

            Прослушать произведение, не объявляя название. Спросить у детей: какие слова подойдут к этой музыке? Как правило, дети говорят: «Лёгкая, быстрая, плавная». Дополнить детей: «Воздушная, солнечная, кружащаяся, волшебная» и т. д.

Рассмотреть несколько картинок с изображением танцующих, бегающих зверей, порхающих в воздухе бабочек. Попросить детей выбрать ту, которая подходит к музыке.

— Почему вы выбрали именно эту картинку? Да, вы услышали лёгкие, невесомые звуки, как будто для бабочек играет не фортепиано, а необыкновенные колокольчики.

Предложить детям потанцевать под вальс так, как они хотят и чувствуют. Предложить детям с родителями сочинить небольшое стихотворение про танцующих бабочек.

Прослушать ещё раз пьесу. Предложить детям самим определить характер вальса (стремительный, страстный, бурный или плавный, воздушный, лиричный). Взрослый раскладывает на столе большой лист бумаги, на котором нарисован луг, цветы. Ребёнок берёт в руки ниточку, на конце которой — пёстрая бумажная бабочка. Пьеса играется ещё раз, ребёнок то опускает, то поднимает бабочку над «лугом» (ощущение лёгкости звука и движения).

При последующем прослушивании пьесы предложить показать под музыку, как порхают бабочки. Отметить, насколько разнообразно и выразительно танцует ребёнок.

Напомнить, что вальс может быть разным — лёгким и воздушным, неторопливым и сдержанным, но он обязательно должен быть красивым и плавным. Вальс — это танец-кружение. 

«Игра в лошадки» музыка П. Чайковского

            Предложить детям прослушать музыкальное произведение, не объявляя его название. Предложить детям выбрать из представленных картинок ту, которая (по их мнению) подходит к данной пьесе, попросить их объяснить, почему они выбрали именно эту картинку (порхающие бабочки, лошадки, бегемоты, слоны и т.д.)

- Что связывает между собой музыку и изображение?

Спросить у детей: как можно играть в лошадки? Предложить подвигаться под музыку. Обратить их внимание на то, что в самом конце музыка звучит более высоко и постепенно затихает — «лошадка ускакала». Дети должны сделать мягкую остановку.

«Две гусеницы разговаривают» музыка Д. Жученко

            Прослушать пьесу без объявления названия. Спросить у детей, какой характер у этой музыки? Как им кажется, о чем эта музыка?

- Молодцы, какие интересные истории и названия вы придумали для этой музыки, а композитор назвал свою пьесу «Две гусеницы разговаривают».

Рассмотреть с детьми картинку, на которой изображены две гусеницы. Придумать гусеницам имена. Обратить внимание на «голоса» гусениц. Прослушать пьесу ещё раз.

Взрослый рассказывает детям сказку про гусениц Машу и Дашу: «Жили-были две подружки, две гусеницы. Они любили вечерком забраться на веточку и болтать о том, о сём...»

- Как вы думаете, о чём разговаривали гусеницы?

Дети придумывают свои варианты бесед гусениц. Прослушивая отдельно голос каждой гусеницы, взрослый нацеливает детей на диалог, который ложится на мелодию. Например, одна гусеница говорит: «Привет, привет!» Вторая отвечает: «Привет, привет!» Первая: «Ну, как дела? Ну, как дела?» Вторая: «Всё хорошо, все хорошо!»

Вырезать два изображения гусениц (или если есть мягкие игрушки-гусеницы) предложить детям взять их и изобразить диалог.

Авторизация

1141106
Сегодня
Вчера
За неделю
Вся Статистика
837
2626
8609
1141106